Сегодня воскресенье, 26.06.2022: публикаций: 268
30.12.2019 16:34
Аналитика.
Просмотров всего: 52777; сегодня: 6.

Медиативное соглашение: как решить спорный правовой вопрос без суда

Медиативное соглашение: как решить спорный правовой вопрос без суда

Несколько месяцев назад в России заработала новая норма, согласно которой к нотариусу можно обратиться для удостоверения медиативного соглашения и придания ему тем самым силы исполнительного листа. Что это за соглашение, кому оно может быть полезно и как печать нотариуса на нем в разы повышает его эффективность? Рассказывает ТАСС.

Зачем это нужно.

Главная задача медиации - урегулировать конфликт быстро и эффективно, без необходимости обращаться в судебные инстанции. Для этого спорящие просто подключают третью, беспристрастную, сторону - так называемого медиатора, который помогает им договориться и прийти к удовлетворяющему всех решению. Результат такой процедуры - это и есть медиативное соглашение. С помощью медиации можно успешно решать споры в самых разных сферах правоотношений - от гражданских и семейных до трудовых, коммерческих и корпоративных. И доступна она всем гражданам РФ.

Для конфликтующих сторон основное преимущество медиации заключается в том, что медиативное соглашение позволяет избежать долгих, мучительных для всех участников и зачастую довольно затратных судебных тяжб. При этом обращение именно к медиативному методу - результат добровольного решения: стороны осознанно и по взаимному согласию выбирают этот путь урегулирования конфликта. Управляемость процесса медиации, его гибкость, отсутствие строгих формальных рамок - все это позволяет участникам спора чувствовать себя комфортно и свободно. Сама идея поиска подходящего всем решения помогает не только решить конфликт наиболее мирным и безболезненным путем, но и сохранить партнерские отношения между сторонами в будущем.

В масштабе государства ключевые преимущества медиации, как и любой другой согласительной процедуры, - это снижение нагрузки на судебные органы и, следовательно, экономия бюджетных средств, связанных с судопроизводством, а также сокращение времени рассмотрения дел судами.

От теории к практике.

Однако, несмотря на множество преимуществ "на бумаге", на практике медиативный метод урегулирования конфликтов между субъектами гражданских правоотношений работает далеко не всегда. Так, согласно статистике Верховного суда РФ, по итогам семи лет примирительные процедуры с участием медиаторов использовались лишь при рассмотрении около 0,008% дел судами общей юрисдикции и около 0,002% дел - арбитражными судами.

Одна из основных проблем заключается в том, что само по себе медиативное соглашение не гарантирует исполнения прописанных в нем обязательств. Здесь работает так называемый принцип добровольности следования сторон выработанному в результате медиативной процедуры решению. Каждая сторона в любой момент времени может неожиданно изменить свое мнение и перестать следовать ранее зафиксированным договоренностям. Если такое происходит, медиация теряет смысл, и спор решается уже в судебном порядке.

Избежать столь неприятных последствий и гарантировать эффективность медиативного метода решения конфликта как раз и помогает нотариальное удостоверение таких соглашений.

Привилегии нотариального документа.

Главное: если медиативное соглашение заключено в нотариальной форме, то его участники могут быть уверены в соблюдении достигнутых договоренностей. Проблема уклонения одной из сторон от исполнения прописанных в соглашении обязательств решается максимально эффективно и быстро: вторая сторона просто обращается напрямую к судебному приставу, ведь соглашение с печатью нотариуса по закону наделено силой исполнительного листа. Нотариальная форма медиативного соглашения минимизирует риски того, что недобросовестная сторона договора будет злоупотреблять своими правами, и позволяет конфликтующим решить спор максимально безболезненно, быстро и без лишних затрат на суды и адвокатов.

Подтверждения эффективности привлечения нотариуса к примирительным процедурам есть и в зарубежной практике. Например, нотариус может выступать в качестве посредника и другим образом участвовать в примирительных процедурах в Австрии, Бельгии, Германии, Франции, Шотландии, Марокко, Нидерландах, Швейцарии, Белоруссии.

"Обращение к нотариусу как к посреднику в медиативной примирительной процедуре на практике имеет несколько преимуществ. Во-первых, такая процедура - более быстрый и дешевый способ разрешения споров, чем длительное и затратное обращение в суд. Во-вторых, особый статус и полномочия нотариуса обеспечивают его независимость от внешнего влияния, беспристрастность в отношении сторон конфликта и конфиденциальность проведения примирительной процедуры. В-третьих, нотариальная форма медиативного соглашения гарантирует правовую определенность для всех участников спора", - Ольга Терновая, Ведущий научный сотрудник отдела гражданского законодательства иностранных государств Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

В России нотариусы из разных регионов уже сообщают о заинтересованности клиентов в удостоверении медиативных соглашений. Так, первое медиативное соглашение с печатью нотариуса, заключенное в ноябре этого года, помогло разрешить семейный спор о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от детей.

"Квалифицированная и грамотная правовая помощь нотариуса позволила гарантировать сторонам соответствие заключаемого соглашения требованиям законодательства, надежную защиту их прав", - отмечает участвовавшая в заключении соглашения медиатор Елена Ксенофонтова.

В перспективе, по мнению экспертов Федеральной нотариальной палаты, эффективные механизмы медиации с учетом последующего обращения к нотариусу будут востребованы не только у граждан, но и у юридических лиц, а значимость нотариальной деятельности в рамках осуществления превентивного правосудия только возрастет.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 9699 публикаций
Поделиться:

Интересно:

«Русское радио» разыграет автомобиль JAC J7 среди радиослушателей
26.06.2022 12:24 Мероприятия
«Русское радио» разыграет автомобиль JAC J7 среди радиослушателей
В рамках грандиозного музыкального фестиваля «Звезды Русского радио», прошедшего 25 июня в Лужниках, было объявлено, что в скором времени любой слушатель русского радио может стать счастливым обладателем стильного нового лифтбека JAC J7. В концерте, который длился более 6 часов приняли участие...
Рейтинг «Выберу.ру»: лучшие микрозаймы в июне 2022 года
24.06.2022 19:46 Товары и услуги
Рейтинг «Выберу.ру»: лучшие микрозаймы в июне 2022 года
Аналитический департамент финтех-сервиса «Выберу.ру» (www.vbr.ru  входит в тройку крупнейших финансовых маркетплейсов страны)  изучил онлайн-займы МФО и составил рейтинг наиболее востребованных в кризис продуктов.   В ходе исследования эксперты «Выберу.ру» сравнили условия займов...
Рейтинг «Выберу.ру»: карта «Халвёнок» Совкомбанка – лучшая для детей
23.06.2022 21:13 Товары и услуги
Рейтинг «Выберу.ру»: карта «Халвёнок» Совкомбанка – лучшая для детей
Совкомбанк занял первое место в рейтинге предложений крупнейших банков страны по итогам исследования Лучшие детские дебетовые карты в июне 2022 года. Аналитики финансового маркетплейса «Выберу.ру» сравнили условия по детским банковским картам и составили независимую подборку из 14 максимально...
Ассамблея народов Евразии присоединилась к акции "Свеча памяти"
22.06.2022 22:37 Мероприятия
Ассамблея народов Евразии присоединилась к акции "Свеча памяти"
Ассамблея народов Евразии присоединилась к акции «Свеча памяти», приуроченной ко Дню памяти и скорби. 22 июня 1941 началась Великая Отечественная война, разделившая жизнь всего мира на до и после. Она затронула жизни и судьбы десятков миллионов людей. Благодаря советским воинам мир был полностью...
О трендах рекламного рынка в России в интервью с Олегом Тумановым
22.06.2022 15:46 Интервью, мнения
О трендах рекламного рынка в России в интервью с Олегом Тумановым
Сегодня российский рынок терпит значительные изменения и находится только в начале этого пути. Рекламные и маркетинговые стратегии также видоизменяются, приходят новые инструменты и отмирают старые. О том, как меняется рекламная индустрия и как в этих условиях вести себя бизнесу и специалистам...